1. 1996 год. Начало.
Старшеклассники из Тель-Авива: Яйр Голдфингер, Арик Варди, Сефи Вигисер и Амнон Амир решили написать компьютерную программу, которая позволяла бы им обмениваться сообщениями во время работы в сети. В ноябре 1996 года они создали компанию Mirabilis и выпустили небольшое приложение под названием ICQ (произносится как "I seek you" - "я тебя ищу"). Так появился первый в мире Интернет-пейджер - ICQ, в русском компьютерном сленге называемый также "аськой". Если Яйр и Амнон получили степень бакалавра в области математики, то Сефи и Арик ограничились полным средним образованием. Совершив такой необдуманный поступок, как написание перспективной freeware программы, они почли за лучшее объединиться и создать компанию Mirabilis. Почему Mirabilis? Говорят, что родители одного из соучредителей будущего стартапа сидели и перебирали различные женские имена, после этого их сын лез в Сеть и проверял, существует ли что-нибудь подобное или еще нет. Остановились на Mirabilis (лат.: чудесный, удивительный).
История названия самой программы ICQ намного запутанней - никто уже не помнит, кому пришло в голову это легкое для запоминания сокращение. Впрочем, никто и не предполагал, что за год с небольшим, количество пользующихся ICQ граждан перевалит за 6 миллионов. Однако это произошло - первоначальная идея была правильной и, обстоятельства сложились подходящим образом. Теперь Mirabilis пытается решить вполне “взрослые” задачи, оставаясь при этом сильно разросшейся гаражной компанией с обычным “гаражным” налетом разгильдяйства.
Официальный день рождения 15 Ноября 1996 года. 15-17 ноября 1996 года выходит первая версия ICQ, которая коннектится к серверу icq.mirabilis.com на 4000 порт.
2. 1997 год. Невинные забавы.
Команда Даттона [Activerse] работала тогда над созданием новой среды для виртуальных офисов. Прототип показали нескольким друзьям, их реакция обескураживала: "Симпатично, но я бы не стал это использовать". Впрочем, одна из возможностей этого софта заинтересовала большинство тех, кто с ним познакомился, - возможность видеть, когда другие сотрудники компании находятся в интерактивном режиме.
Activerse скоро выяснила, что другая группа программистов носилась с подобной идеей уже несколько месяцев. Это были те самые старшеклассники из Тель-Авива. И их программа была лучше той, что сделала Activerse. А хуже всего было то, что эти мальчики раздавали свое программное обеспечение задаром и вообще не собирались на нем хоть когда-нибудь зарабатывать! Число пользователей ICQ росло, и росло быстрее, чем у какого-либо другого софта в истории. К середине года в активе ICQ были миллионы человек, в основном подростков, многие из которых использовали ее каждый день. Activerse была счастлива уступить такой рынок мальчишкам из Mirabilis. Она решила сосредоточиться на платежах и корпоративных клиентах. Но вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий был выпущен Mirabilis уже в августе 1997 года.
Рынок IM быстро набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из Microsoft: ее представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли ознакомиться со стандартом протокола IM, разработанным в корпорации. Они съездили. По мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о том, что Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий скорость поезд Mirabilis.
3. 1998 год. Как стать миллионером.
В 1998 году компания Mirabilis сообщила о том, что сеть ICQ растет со скоростью 1 миллион пользователей за 22 дня. Количество одновременных подключений составляло, в среднем, 500 тысяч.
Несмотря на дикую популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала не самой большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году заметив феноменальный успех IM, переделала свою программу для мгновенного обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и интегрировала ее в Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по определению был зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось порядка 10 000 000 пользователей. Однако скорость, с которой простенькая ICQ набирала новых подписчиков, AIM и не снилась. Было ясно, что по размеру и по лояльности аудитория ICQ скоро затмит "AOL-овскую". И это притом, что Mirabilis ни гроша не тратила на маркетинг и рекламу.
Было ясно и то, что другой гигант, Microsoft, проигрывает на этом быстро растущем рынке. Увлекшись битвой с Netscape за первенство на рынке Интернет-браузеров, Microsoft пропускала то, что не лежало на поверхности, а именно - что миллионы людей, которых эти браузеры связывают с Сетью, оторваны друг от друга, раз не могут общаться напрямую. Microsoft решила исправить положение, поглотив выскочку - Mirabilis.
"Крошечная израильская компания Mirabilis взяла Интернет штурмом!", - писала в феврале 1998 года “San Francisco Chronicle”. “Их программа ICQ в первый же год набрала 7 500 000 подписчиков!”.
Надо сказать, что Mirabilis к тому времени уже немного повзрослела. В ней было порядка ста служащих, главным образом в Тель-Авиве и в Нью-Йорке, где были установлены серверы, обслуживающие ICQ. Но, по сути, она оставалась группой тинэйджеров, не имевших опыта в деловом мире. Миллионы клиентов не приносили им никаких доходов, у них не было плана, как начать зарабатывать, и они, вероятно, с легкостью согласились бы на предложение Microsoft, если бы не вмешался Йоси Варди, отец главы Mirabilis Арика Варди, жесткий и харизматичный, один из крупнейших израильских инвесторов. Йоси заявил, что Microsoft зря считает себя единственной компанией на земле, которая хочет иметь ICQ.
Июнь 1998 года. ICQ досталась-таки не Microsoft, а AOL. Гигантская корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287 000 000 $ наличными, без всяких условностей типа опционов и вариантов.
Что касается Microsoft, то она прикупила небольшой стартап - Flash Communications и немедленно объявила о своих планах выпустить MSN Messenger. Ну а у ICQ к концу этого года было больше подписчиков, чем даже у самой AOL. И она все еще лидировала на сайте Download.com - крупнейшем в мире сайте, откуда пользователи Интернета могут загрузить понравившуюся им программу. ICQ загружали миллион раз в неделю!
4. 1999 год. Битва титанов.
Успех привлек к технологии IM внимание других телекоммуникационных монстров, опасавшихся остаться на обочине неожиданно появившегося и на глазах раздувавшегося рынка. Activerse, в конце концов, досталась бостонскому Интернет-конгломерату CMGI, став одной из тридцати компаний, которые полностью или частично принадлежали ему, его филиалам и его фондам.
Новому владельцу удалось прикончить компанию в несколько приемов: Activerse объединили с тремя другими компаниями, образовав CMGI Solutions; потом CMGI купил Tribal Voice, работавшую в том же сегменте, что и Activerse; затем придал все разработки в области IM-технологий своему новому филиалу; опять все переделал, объединив Tribal Voice с другой компанией. В общем, пишет Даттон, "у CMGI было больше желудков, чем у коровы, и они переварили нас в каждом из них".
Тем временем Microsoft, наконец, выпустила MSN Messenger, который никак не учитывал тот старый, разработанный ими же самими стандарт. И AOL вступила в отчаянную борьбу за сохранение своего лидерства на рынке IM. Первый MSN Messenger обладал приятной возможностью - его пользователи могли свободно обмениваться сообщениями с клиентами AIM. Но AOL немедленно перестроила свои серверы так, чтобы это прекратить. Microsoft выпустила "заплатку", устраняющую эту проблему. И еще несколько недель два гиганта, к восхищению журналистов, лупили друг друга, не давая покоя своим пользователям. Наконец Microsoft отступила. Новая версия ее MSN Messenger, выпущенная в ноябре 1999 года, больше не пыталась установить связь с AIM. Но AOL продолжает отбиваться от других компаний, включая AT & T, Tribal Voice, Odigo и Trillian, которые все еще предпринимают попытки объединить Сеть. Очевидно, она ценит внимание только своих клиентов, хотя до сих пор так и не придумала, как превращать его в деньги, говорил Даттон.
5. 2002 год.
Спустя время, немногим более пяти лет, подписчиков ICQ стало около 100 000 000 [100 млн.]. Простота, доступность и открытость ICQ позволили ей невероятно быстро обрасти несметным множеством дополнений и усовершенствований, привлекающих внимание миллионов новых поклонников по всему миру. Невероятным и был успех создателей ICQ - четырех двадцатилетних парней, подаривших людям новый способ находить друзей и общаться, преодолевая расстояния и границы, и сказочно на этом разбогатевших.
Когда количество пользователей ICQ выросло до 1 000 000, основанную приятелями компанию Mirabilis за 407 000 000 $ купил один из крупнейших порталов - America Online.
6. 2005 год.
В 2005 году на свет появляется первая официальная русскоязычная версия ICQ, поддерживаемая Рамблером. Среди поклонников официального клиента Rambler-ICQ получила признание, да и раскрутка бренда была на уровне. Рамблер даже проводил вечеринку, посвященную дню рождения ICQ в России. Фестиваль-концерт посетили около трех тысяч человек.
7. 2006 год
3 февраля 2006 года в протокол обмена сообщениями интернет-пейджера ICQ были внесены изменения, в результате чего пользователи альтернативных клиентов перестали получать и отправлять сообщения. Изменения коснулись протокола OSCAR, используемого AOL как в ICQ, так и в AIM, что парализовало работу таких популярных программ как Miranda, QIP и некоторых других. В результате чего пользователи всех 'неофициальных' клиентов на какое-то время остались без связи. Но проблема была быстро решена. Были выпушены соответствующие обновления.
В октябре 2006 года стали регистрироваться номера, начинающиеся на 4 - что означает, что количество номеров на 3 близко к окончанию.
8. Развитие клиента.
Клиент ICQ полностью бесплатен для пользователей, однако приносит неплохую прибыль AOL за счёт размещения рекламы.
На данный момент ICQ клиент представлен для скачивания на 17 различных языках.
* Первая версия программы вышла в ноябре 1996.
* В 2005 году компанией Rambler создана первая официальная русскоязычная версия программы.
* В 2006 году вышла украиноязычная версия ICQ, поддерживаемая порталом www.bigmir.net.
* 4 декабря 2006 года вышла в свет ICQ 6 Preview version.
* В апреле 2007 года вышла 6 версия клиента.
* В июле 2008 года были произведены изменения на серверах ICQ, в результате чего перестали работать многие неофициальные клиенты. Они получили официальное оповещение от контакта «ICQ System».
9 декабря были произведены очередные изменения на серверах ICQ, после чего перестали работать клиенты, отсылающие идентификатор не соответствующий ICQ 5.1 и выше.
29 декабря пресс-служба ICQ распространила заявление, в котором назвала сторонние клиенты опасными.
* 21 января 2009 года серверами стали блокироваться все неофициальные клиенты для территории стран СНГ.
Пользователи с IP-адресами России и стран СНГ получают сообщение от контакта с UIN 1:
Системное сообщение ICQ не поддерживает используемую вами версию. Скачайте бесплатную авторизованную версию ICQ с официального web-сайта ICQ. Оригинальный текст (англ.) System Message The version you are using is not supported by ICQ. Download a free authorized ICQ version from ICQ’s official website.
* На icq.com для русскоязычных пользователей появляется «важное сообщение для пользователей ICQ»: «ICQ осуществляет поддержку только авторизированных версий программ: ICQ Lite и ICQ 6.5».
* К 22 января 2009 года исправленные версии своих альтернативных клиентов выпустили: QIP (все версии, включая мобильные), Miranda.
* 3 февраля 2009 года повторилась ситуация 21 января.
* 18 октября 2009 вышла новая версия ICQ 7
* По состоянию на 29 января 2010 ICQ в Китае заблокирована, однако пользователи могут пользоваться китайским аналогом — QQ.
В первые годы существования ICQ в ней не было рекламных объявлений (баннеров).
Их появление вызвало недовольство многих пользователей.
В Интернете появились программы-заплатки (так называемые патчи), отключающие показ рекламы.
Разброд и шатания начались с версии ICQ 4, которая оказалась потомком не основной ICQ 2003b Pro, но весьма куцей ICQ Lite, славящейся своей малогабаритностью, малофункциональностью и ориентированностью на начинающих пользователей.
В итоге ICQ 4 вышла весьма смазливой и ресурсоемкой — помимо прочего, новая «аська» могла похвастаться поддержкой скинов, поддержкой особых статусов (сопровождаемых отдельной картинкой) и многопользовательских игрищ, но никакого технического прорыва предложить не смогла; но главное, что изрядно взбесило бывалых пользователей, касалось отнюдь не отсутствия поддержки 10 версии протокола, а присутствие смайликов и рекламы.
В ICQ есть два вида баннеров: 468х60 (под диалоговым окном) и 88х31 (над контакт-листом). Стоимость выхода на российскую аудиторию пользователей ICQ в 2004 году составляла- $2-$3 за 1000 показов. Как утверждают в AMK Interactive, CTR такого размещения на данный момент находится на уровне 1%, или в пересчете - $0,2-$0,3 за клик. История рекламы в российской ICQ началась еще в октябре 2001 года. Тогда в «аське» российские пользователи увидели вместо кнопки SMS-сервиса ICQ рекламу отечественных ресурсов Toka.Ru или Damochka.Ru, размещенную там без согласия с AOL.
Начать, пожалуй, стоит со смайликов. Дело в том, что ICQ 4 принудительно заменяла распространенные смайлики (вроде «:)», «;)» и прочих) на графические изображения. Казалось бы, ну что здесь такого? А вот что: смайлики были нарисованы весьма косолапо, и эмоция, которую владелец, скажем, ICQ 2003b вкладывал в смайлик «:)», в ICQ 4 трансформировалась в малоприятную гримасу; вдобавок ко всему, смайлики эти нельзя было отключить средствами самого клиента, в результате чего приходилось лезть в системные файлы — да и это было весьма сомнительным ходом, поскольку смайлики-то отключались лишь у одного пользователя, а не у всех.
Второй неприятной новинкой стала реклама, демонстрируемая в окошках диалога — и несмотря на то, что реклама сама по себе была таргетированной по региону, удовольствия от нее было мало; впрочем, ее можно было достаточно просто отключить средствами, скажем, файерволла или программы-блокировщика рекламы, например, Ad Muncher.
Некоторые пользователи полагали, что в следующих версиях ICQ вернется к истокам; но не тут-то было — в вышедшей ICQ 5 1 ситуация лишь усугубилась. Верхом творчества художников Mirabilis стала версия ICQ 5.1, щеголявшая поистине уродливыми смайлами, один из которых крайне натуралистично изображал, простите, колобка, которого тошнит.
С пятой версией ICQ связано и еще одна хитрость — именно на ее основе была создана отечественная версия Rambler-ICQ. Что характерно, без клоунады не обошлось и здесь — русская ICQ требовала регистрации в почте Rambler, что создавало немало неудобств; впрочем, в более поздних версиях это ограничение было снято.
Версия ICQ 6, по счастью, оказалась более человеческой по виду, хотя анимированные смайлы по-прежнему доверия не внушали; интерфейс «шестерки» был сделан на AOL'овском движке Boxely (в результате чего ICQ стала похожа на кусок мыла — и по виду, и по удобству использования), и к аське оказалась прикручена вереница платных сервисов, которые начинали только наклевываться в пятой версии (к примеру, появились VoIP-сервисы).
Вместе с тем, в шестой версии неведомо куда задевались статусы, дававшие пользователям немалый простор для фантазии; смысл этого шага неясен до сих пор.
Это также подтолкнуло пользователей к использованию вместо ICQ других программ, работающих по протоколу OSCAR.
Например: qip, Miranda, &RQ
9. История развития альтернативных клиентов
Уж чего-чего, а альтернативных клиентов у ICQ всегда было предостаточно, хотя до ICQ 2003b включительно они оставались уделом лишь немногих эскапистов.
Первый серьезный раскол произошел после выхода ICQ 4, не оправдавшей возложенных на нее ожиданий — и последующие версии «аськи», щеголявшие то безумными смайлами, то косолапым интерфейсом, ситуацию только усугубили.
Как результат, подскочила популярность альтернативных клиентов, и если на Западе известны десятки и десятки ICQ-совместимых клиентов (Ayttm, centericq, Licq, NanoICQ и прочие), то у нас на данный момент в ходу три типа альтернативных клиентов — Miranda, &RQ и QIP.
Единым преимуществом всех альтернативных клиентов без исключения является то, что они начисто избавлены от назойливой рекламы; тем не менее, по своей структуре и философии все клиенты сильно разнятся.
Взять хотя бы «Миранду» — это весьма тяжеловесный Open Source-клиент, позволяющий настроить в себе что угодно и основывающийся на традиционной для «опенсорса» модульной системе. Отсюда следуют 2 факта: во-первых, «Миранда» обладает просто потрясающей функциональностью (к примеру, к ней можно прикрутить не только ICQ, но и Skype, и Google Talk, речь о которых пойдет чуть ниже), но при этом отличается весьма буйным нравом и конфликтует с файерволлами, системными процессами.
Другим берет вторая программа — &RQ: это итальянское по происхождению, но русское с 2002 года чудо (на официальном сайте проект признан закрытым) лезает на трехдюймовую дискету и вообще ведет себя как малютка — загружается быстро, ресурсов ест мало, а позволяет делать почти то же, что и старшие братья — к примеру, узнать, когда данный конкретный ICQ-пользователь в последний раз вылезал в Сеть и шифровать историю сообщений. Единственным, пожалуй, серьезным недостатком можно назвать то, что &RQ пока не умеет принимать и отправлять файлы — в остальном же программа весьма удобна и приятна.
Этих недостатков лишена QIP, программа отечественного, заметим, происхождения — более компактная разработка, явно вдохновленная функциональностью и интерфейсом ICQ 2003b; она поддерживает меньше возможностей, чем «Миранда», но зато работает быстро и не замедляет систему; для тех, кто долгое время сидел на ICQ 2003b, она выглядит вообще как родная. В новой редакции, получившей название Infium, клиент QIP умеет работать с VoIP-сервисами (в частности, с SIPNET), поддерживает продвинутую кастомизацию каждого контакта в списке пользователей и работает не только с ICQ-протоколами (есть Jabber и XIMSS). Если добавить сюда поддержку «закладочного» режима работы (как в последних версиях официально ICQ), то можно себе представить, каким образом этот альтернативный клиент сумел завоевать немалую долю на отечественном рынке — впрочем, об этом мы поговорим ниже.
Jabber — конкурент ICQ, родился в 1998 году, поддерживается альтернативными IM-службами, например, Google Talk. Главное отличие — децентрализованность серверов. В результате — весьма разрозненное сообщество.
Особняком держится группа ICQ-клиентов, не слишком популярных, но достаточно оригинальных; к примеру, есть такой клиент, как Indigo: достаточно простенькая программа с весьма мудреным графическим интерфейсом и возможностью отслеживать, какие пользователи Indigo просматривают тот сайт, на котором находится и сам пользователь; в принципе, эта фишка имела бы смысл при большом количестве подключенных веб-серферов, но при данном уровне популярности Indigo говорить о каком-то серьезном интересе не приходится.
Напоследок надо сказать о целом ворохе ICQ-клиентов, работающих через браузер (что весьма удобно для прячущихся офисных работников) — обладая минимальным функционалом, они способны работать через Java или Flash и, в общем-то, пригодны для жизни; в их числе можно назвать как, собственно, мирабилисовскую ICQ2Go, так и стороннюю WebICQ. Список подобных программ большой, но выделить какую-то особую сложно — функциональность их находится примерно на одном и том же уровне.
В разное время СМИ сообщали о сбоях в работе сервиса, в результате которых он на некоторое время становился недоступным для пользователей.
ICQ и её логотип — достаточно известный и узнаваемый бренд. Логотип представляет из себя стилизованное изображение цветка ромашки с диском жёлтого цвета и восемью лепестками, семь из которых окрашены в зелёный цвет, а один — в красный.
Это изображение используется не только в качестве логотипа службы, но и в интерфейсе официального клиента для визуализации процесса подключения клиента к серверу, а также как идеограмма статусов присутствия.
Само название ICQ является английским омофоном фразы «I seek you» (русск. я ищу тебя).
В России слово «аська» в свою очередь является сленговым названием любого ICQ-клиента, именем нарицательным, и, следовательно, пишется с маленькой буквы (однако, в зависимости от контекста, это слово может означать также аккаунт — «зарегистрировать аську», или номер аккаунта — «шестизначная ася»).